Оригинальное название: Tropic Thunder Название: Солдаты неудачи Год выхода: 2008 Жанр: Action / Comedy / War Режиссер: Бен Стиллер В
ролях: Бен Стиллер, Роберт Дауни мл., Джек Блэк, Мэттью МакКонахи,
Джефф Кхан, Энтони Руививар, Джей Барушель, Брэндон Т. Джексон, Стив
Кугэн, Валери Эзлинн Продолжительность: 01:38:28 Язык: Русский Дублированный
Бывает
кино мужское, бывает кино женское, и это ни для кого не секрет. Ну,
как-то не прёт мальчиков от розовых соплей, а девочек от кровавых
разборок. И в этом нет ничего удивительного — кто на что учился. Но
есть фильмы не просто мальчиковые, а прямо скажем, мужицкие. Густые,
как солидол, и ядреные, как ношеная портянка. Фильмы, после которых
сразу становится ясно — мужики не танцуют. Как не танцуют они в фильме
Бена Стиллера «Тропический гром», который в нашем прокате обрёл
говорящее название «Солдаты неудачи».
Три актёра —
драматический, комический и накачанный — испытывают жгучий творческий
кризис. Гамлетообразный Кирк Лазарус в исполнении хулиганистого Роберта
Дауни-младшего получил уже все статуэтки, которые только могут дать
актеру, и просто не знает, что делать дальше. Комик Джеф Портной —
конечно же, неуёмный Джек Блэк — начал понимать, что его заклинило на
пердеже в кадре, увлёкся кокаином и мечтает выйти из этого клинча.
Наконец, Тагг Спидман, в исполнении актёра и режиссёра фильма Бена
Стиллера, герой бесконечного огнестрельного франчайза «Жарища», с
ужасом осознал, что зрителю надоел один и тот же фильм с его участием,
но искренне не может понять, почему.
В это время молодой, амбициозный, но неопытный режисср Дэмиан Кокберн
(Стив Куган), английский интеллектуал с самомнением масштаба Биг Бена и
Эйфелевой башни, решил забить колоссальный фитиль в тело военной драмы
и покончить с жанром навсегда, сняв самый величайший из всех фильмов на
тему войны во Вьетнаме. Со всеми необходимыми атрибутами: оторванными
руками, напалмом, обугленными трупами и неизменным взрывающимся
вертолётом. А куда без него? Встреча актёров и режиссёра была
неизбежна, как падение насквозь прококаиненного Сайгона. Они были
согласны на всё. Лазарус даже поменял себе… Нет не пол, а кожу на лице,
чтобы стать чернокожим. Портной пообещал забыть на время о пердеже и
почитать что-нибудь умное, типа, чтобы войти в роль. Спидману в роль
входить не понадобилось — крутых солдат он играл сотни раз — но он не
стал возражать, что его герою не стоит убивать в кадре всех врагов
сразу. Одним словом, они пошли на нечеловеческие жертвы, дабы сыграть в
большом, эпохальном и очень пафосном военном фильме.
Святость она на то и святость чтобы быть неприкосновенной. Однако Бену
Стиллеру на это, кажется, наплевать, и он замахнулся на святое — драму
о вьетнамской войне. В американском кино это отдельный жанр, целая
эпоха, и её никто и никогда не трогал грязными лапами сатиры. А Стиллер
взял и снял пародию. Да такую, что асфальтовый каток рядом с ней может
показаться гусиным пёрышком. Для начала на съёмочной площадке
эпохалки все пошло не так. Чуть ли не в первый же день пиротехники
взорвали весь наличный запас взрывчатки, а вместе с ней и все
декорации. При абсолютно выключенных камерах. Деньги закончились ещё до
того, как были проявлены первые метры пленки, продюсеры пришли в ужас и
не возвращались, так что режиссёр после подсказки своего военного
консультанта решает переместить съёмки в настоящие джунгли и снимать
фильм в режиме «реалити-шоу». Однако «реалити» получается таким же
полным полным, как колерованный британский идиотизм режиссёра — с
реальным врагом, местными наркоторговцами, всамделишной стрельбой и
реальной смертью. Да и не одной.
Идея переместить съёмочную площадку в настоящую жизнь отнюдь не нова.
Но ещё ни разу она не использовалась так беспощадно и не лупила так
точно в цель, громя «фабрику грёз» вдоль и поперёк. Здесь всё —
самодурство и туповатость актёров, псевдоинтеллектуальные потуги
режиссёров написать «жизненный» сценарий, не выходя из бара на
собственной кухне, навязчивость и упёртость продюсеров. Стиллер
анатомировал нравы Голливуда с безжалостностью средневекового лекаря,
выставив препарированный трупик закулисья на всеобщее посмешище. Трио
Дауни-Блэк-Стиллер исполнили такой «танец маленьких лебедей», что я не
удивлюсь, если им запретят даже появляться на церемонии «Оскара»
навсегда — врагов у них должно быть теперь достаточно. Не увидеть в
Лазарусе помесь Тома Хэнкса с Расселом Кроу, а в вечно пердящем Портном
— Эдди Мёрфи, сможет только слепой. И не думаю, что «Жарища» не
напомнит никому о боевиках Сталлоне.
Оно, конечно, пердёж не есть великое искусство, тем паче сатира. Но это
если рассматривать его отдельно, как некую самоцель, что очень часто и
происходило у многих «мастеров жанра», например, у коллеги Адама
Сендлера. Однако у Стиллера весь его чёрный и нижепоясной юмор, все эти
«жри свое гавно», не есть шутки сами по себе. Это пародии на
обожравшийся своим продуктом, бесконечно пошлый и кровавый Голливуд.
Это не Стиллер радуется оторванной голове в своих руках — «Неужели я не
отличу настоящую голову от бутафорской?» Нет. Зато он чётко показывает:
между бутафорской головой и настоящей таки есть разница. Но в Голливуде
об этом, кажется, забыли. Фильм Бена Стиллера — это автосатира.
Причём довольно мрачная, сродни произведениям отечественных авторов
позапрошлого века, где смех сочетается с безвыходным пессимизмом и
констатацией разнообразнейших ужасов. Именно поэтому «Солдаты неудачи»
— это, прежде всего, чёрная комедия. Причём такая чёрная, что на ней
можно писать ваксой предупреждающие надписи и не бояться, что их не
заметят. Здесь дети курят, ругаются и втыкают ножи в спину взрослым
дядям. Здесь об умственно отсталых говорят как об умственно отсталых, а
не о загадочных «людях дождя». Здесь «афроамериканцы» — это таки негры. Такого
плевка политкорректности Америка не знала давно. Поэтому мощность
нижепоясного заряда ленты Стиллера оказалось достаточной, чтобы десяток
правозащитных организаций Америки, стоящих на страже политкорректности
и прогресса, призвали к национальному бойкоту фильма. Есть ещё более
убедительное признание достоинств фильма?
А их действительно есть у него. Самое главное правило удачной пародии —
быть не хуже, а по возможности лучше оригинала. Глупо смеяться над тем,
чего сам сделать не можешь. И вот по этой части у творения Стиллера не
просто всё в порядке, тут всё мегаотлично. Его отсылки к «Апокалипсису
сегодня», «Взводу», «Цельнометаллической оболочке», «Охотнику на
оленей», ко всей линейке фильмов на военную тему — не стыдливое
обозначение персонажей или тем, это полноценное военное кино, с массой
спецэффектов, бесконечной стрельбой и масштабными взрывами. А ещё в
фильме есть Том Круз. Таким его ещё никто и никогда не видел. Поэтому
вы о его присутствии в кадре узнаете только из титров. Которые, кстати,
надо обязательно посмотреть до конца. Вот пересилить себя, и
посмотреть. И поверьте, без сюрпризов не обойдётся.
В
ролях: Роберт Дауни-младший, Джек Блэк, Бен Стиллер, Стив Куган, Ник
Нолте, Мэттью Макконэхи, Том Круз, Джон Войт, Дженнифер Лав Хьюитт,
Джейсон Бейтман, Алисия Сильверстоун и другие.